Проблемы общения в интернете и Форумные ролевые игры
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Остатки ucoz'овского форума » Люди, играющие в ФРИ » Валиахметова. ПРОСТРАНСТВО ОБЩЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОЕ И РЕАЛЬНОЕ
Валиахметова. ПРОСТРАНСТВО ОБЩЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОЕ И РЕАЛЬНОЕ
SoloДата: Воскресенье, 09.08.2009, 17:27 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Архивариус
Сообщений: 9
Репутация: 0
Статус: Offline
Валиахметова Л.З.
ПРОСТРАНСТВО ОБЩЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОЕ И РЕАЛЬНОЕ

ХХI век повсеместно определяется как век информации. Многие исследования задаются вопросом о «человеческой составляющей» нового мира – мира массовых коммуникаций, наукоемких технологий, электронных средств связи. Как меняется деятельность, общение и сознание человека в обществе, основным капиталом, средством производства и ресурсом развития которого становится информация[2]?Что произойдет с различными сооружениями, которые являлись необходимым пространством для различных видов общения - делового, познавательного, обучающего, досугового и т.д? Насколько жизнеспособны и необходимы окажутся реальные сооружения в недалеком будущем виртуального мира?

Сегодня все большее число коммуникаций совершается с помощью Интернет. Многие виды деятельности не мыслятся без интерактивной виртуальной среды, ее огромных возможностей. (Ссылки на то, что Россия намного отстает от европейских стран в этой области недействительны, хотя русскоязычный сектор Интернета относительно мал (3-3,5 млн. человек к 2003 году), темпы его динамики в целом соотносимы с мировыми. Рост информационных ресурсов Рунета составляет 200 % в год[2]).

Для профессиональных коммуникаций Интернет является «лишь инструментом». «Интернет – это живые люди, связанные между собой с помощью компьютеров и проводов», а не абсолютно отдельная «посторонняя реальность» [16].

Однако, множество людей использует Интернет для общения. В этом случае Интернет становится не только средством связи. В виртуальном пространстве коммуникации создается особая социальная среда. В ней существует свой специфический язык взаимодействия ( наличие «смайликов», аббревиатур, удвоения глаголов, повышенной вербализации различных аспектов телесного опыта и пр.); специфические нормы взаимодействия (допущения большей раскрепощенности, следовательно, - как большей агрессивности, так и дружелюбия); избирательная трансляции социальных стандартов (так, например, большая часть «виртуальных персон» наделяется атрибутами физической красоты и силы); социальная иерархия, в основе которой лежит возможность влияния на ход коммуникации» [2]. «По сути, это реальная жизнь, только в ирреальном (виртуальном) мире» [14].

Даже при существовании определенных трудностей (стоимость и доступность услуг Интернет, проблема интернет-аддикции, виртуальных вампиров и т.д.), виртуальная среда заманчива стиранием границ пространства, границ времени, недоступной в реальности свободой социальных и физических рамок, свободой действий, анонимностью, и, следовательно, возможностью проигрывания разных ролей, различных жизней.

К настоящему времени сложилась определенная типология существующих видов досугово-познавательных сооружений с установленным возможным набором функций для каждого из них. Однако, научно-технический прогресс оказывает влияние на изменение установившейся ситуации. Разрабатываются предложения по объединению различных видов досуга в досуговые центры, организации научных и производственных вузовских центров, междисциплинарных учебных комплексов[8]. Автором предложена разработка Студенческого межвузовского центра, в котором сосуществуют научно-информационное, культурно-развлекательное, спортивное направления, восполняя тем самым недостающие функции в вузах. Такое решение экономически выгодно и отвечает мировым тенденциям объединения.

Однако, еще более экономически выгодным в будущем и отвечающим тенденциям создания информационного общества может показаться просто предоставление возможности выхода каждого в виртуальное пространство, которое по своим возможностям не ограничено.

Может ли реальное общение полностью перейти в заманчивый виртуальный мир? Тем более, что ведутся разработки, делающие виртуальное общение все более приближенным к реальному.

В последние годы приоритетным стало развитие технологий виртуальной реальности, «достигается все большее сходство между работой на компьютере и управлением реальными объектами, а также сходство коммуникаций в режиме online с общением в реальном пространстве-времени»[5]. Развивается трехмерный Интернет, существуют разработки различных симуляторов.

К примеру, компанией Dreamality Technologies разработан планер – виртуальный тренажер, позволяющий управлять «полетом» движениями своего тела, совершая при этом виртуальную прогулку, при желании с группой таких же «планеристов». Интересно заметить, что тренажер рекламируется как абсолютно безопасный «летательный» аппарат[15].

Среди отечественных разработок можно отметить создание виртуальной сферы, устройства для погружения в виртуальную реальность. Человек надевает виртуальный шлем и заходит в сферу диаметром 2,5м, которая способна вращаться вокруг своего центра. Такая конструкция позволяет произвольно менять направление движения внутри сферы. На экранах шлема человек видит изменяющееся виртуальное пространство, нарисованное компьютером. В зависимости от сюжета игры, он может ходить своими ногами в любом сконструированном пространстве, в любую сторону и на любые расстояния и взаимодействовать с виртуальными объектами[6].

Кроме того, ведутся разработки, позволяющие не быть привязанным к компьютерному месту. Развиваются коммуникаторы — карманные компьютеры с функциями мобильного телефона и смартфоны — мобильные телефоны с функциями карманного компьютера[17]. Вскоре человек, сидя под пальмой, сможет общаться со всем миром.

Допустим, спустя время, станет возможным виртуальное общение с иллюзией полного присутствия в созданном виртуальном или реальном пространстве, с не только объемным изображением, но и кинестетическими ощущениями вплоть до возможности ощущения пожатия руки. Отбросим временные границы возможности данных действий и их повсеместного распространения. Способно ли виртуальное общение человека из его личного пространства заменить ему общение в реальном пространстве реального мира?

Общение является основой нашей жизнедеятельности, через него мы реализуем свои мысли, чувства, желания, отношение к людям и многое другое. Человек живет в реальном мире, зависим от реального мира, всю полноту общения он не сможет вместить в отдельную часть мира, называемую виртуальной. Познание реально существующего мира, его нерас-крытых закономерностей, требует реального присутствия человека в этом мире, чтобы не потерять контроль над реально происходящим (фильм «Матрица» и т.п. - ни одно сочинение фантастов не находило полностью положительного эффекта от осуществления искусственного интеллекта).

Рассматривая досуговое общение, можно предположить, что с ростом виртуальных коммуникаций скорее возникнет дефицит «простого» общения. Следовательно, сооружения, содержащие в себе функцию реального творческого общения, будут востребованы. Не случайно особенностью русского Интернета является рост «интереса» к источникам, связанным с юмором, хобби и проведением досуга[2].

Интересно отметить, что сообщества, которые создавались первоначально в форумах, чатах со временем ,организуют реальные встречи, вырастают в реальные организации. Иллюстративным может быть пример московского скутер-клуба.

«Московский скутер-клуб появился в январе 1999 года, когда из тусовки на широко известном сайте www.moto.ru выделилась небольшая группа людей, фанатеющих по необычному для того времени двухколесному транспорту – скутерам. Создание собственного сайта стало отправной точкой, с которой начал развиваться тогда еще виртуальный скутер-клуб. Первые совместные мероприятия скутер-клуба происходили стихийно и были наполнены духом свободы и абсолютной преданности любимым жужикам… Со временем общение все больше переходило из виртуального пространства в реальное. На сегодняшний день московский скутер-клуб - совершенно реальное сообщество, которое включает в себя уже более тысячи участников. Как любое уважающее себя сообщество, скутер-клуб имеет свои традиции. Священная из них – клубный день. Во время мотосезона, который начинается в первый выходной апреля и заканчивается в конце октября, он проходит каждый четверг на смотровой площадке перед МГУ. По ходу того, как скутера становятся все более популярными в России, развивается и московский скутер-клуб. В планы скутер-клуба входит юридическая регистрация с целью дальнейшего развития и самостоятельного обеспечения досуга для всех членов клуба, которые предпочитают свободу передвижения. А еще одноклубники собираются строить настоящий скутер-центр, который станет общим домом для всех любителей этого бесподобного вида транспорта. Здесь будут и магазины необходимых аксессуаров, и профессиональный сервис, и кафе-бар, и место для общения и отдыха» [12]. Таким образом, реальное дело, увлечение, разработка не обходятся без реального пространства общения, сотрудничества.

Много говорится о дистанционном обучении. Предлагаются проекты виртуальных классов и школ с комплексным дистанционным образованием, создаются базы данных, разрабатываются системы тестирования, дистанционной сдачи экзаменов. Все это способствует совершенствованию процесса обучения. Однако человеческий фактор общения с «Учителем», «Мастером» остается необходимым. Общение ученика и мастера, где может быть важен один лишь взгляд, необходимо в реальности, т.к. даже голографический профессор будет всего лишь «репродукцией» с настоящей картины. Машина не сможет полностью скопировать и передать природу, теплоту общения, множество самых мелких черт, неосознанно воспринимаемых человеком. «Мало знать свой предмет, нужно донести его до людей, а для этого нужно постичь тайны искусства человеческого общения, определенные знания и умения. Ни персональный компьютер, ни Интернет, ни тестирование, всевозможные ЕГС не заменят живое общение, личностный опыт жизни»,[16]- считает доктор философских наук, профессор кафедры ЯГУ М.В. Данилов.

Кроме того, виртуальное общение обостряет традиционные проблемы коммуникации, которые надо решать как в реальном, так и в виртуальном вариантах общения.

Из всего вышесказанного следует, что даже при возможном прогрессе останутся нерешенными следующие вопросы:
- необходимость присутствия человека в реальном мире, умение общаться с реальным миром и реальными людьми в нем (человек все еще зависит от своего тела);
- живое общение, его мельчайшие штрихи не могут быть переданы самой точной машиной и качественным воспроизведением;
- существование общего дела за пределами виртуального пространства – реально выполняемой задачи, творчества.

 
SoloДата: Воскресенье, 09.08.2009, 17:29 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Архивариус
Сообщений: 9
Репутация: 0
Статус: Offline
1. Статью нужно положить в библиотеку.
2. Увеличьте количество знаков в сообщениях на форуме (поставьте максимальное)
smile
 
septemberfoxДата: Понедельник, 17.08.2009, 20:48 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 153
Репутация: 2
Статус: Offline
Solo, всё сделано!
smile
 
Форум » Остатки ucoz'овского форума » Люди, играющие в ФРИ » Валиахметова. ПРОСТРАНСТВО ОБЩЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОЕ И РЕАЛЬНОЕ
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017 Сайт управляется системой uCoz