Проблемы общения в интернете и Форумные ролевые игры
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Остатки ucoz'овского форума » Люди, играющие в ФРИ » Психологические особенности и трудности виртуального общения
Психологические особенности и трудности виртуального общения
SoloДата: Воскресенье, 09.08.2009, 17:56 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Архивариус
Сообщений: 9
Репутация: 0
Статус: Offline
Психологические особенности и трудности виртуального общения

Небольшой теоретический экскурс в глубину вопроса

1. Общение в сети принято разделять на два вида:
· Синхронное общение, онлайн общение или общение в режиме реального времени, то есть когда участники находятся в один и тот же момент времени за своими компьютерами, подключенными к сети, а также необходимо, чтобы на компьютерах при этом были запущены одинаковые программные средства. Наиболее популярными видами онлайн общения являются так называемые чаты – быстрый разговор; печатная речь, возможно дополненная мультимедийными возможностями: звук, видео изображение. Программы для организации онлайн общения (программы мгновенным обменом данных) разнообразные, назовем лишь некоторые наиболее популярные, Skype, Googletalk, ICQ, Magent.
· Асинхронное общение в отличие от онлайн может проходить в отсроченном режиме отправки сообщений, не требующем одномоментного пребывания в сети общающихся. К таким видам ресурсов относятся форумы, блоги, электронная почта.

2. Причины психологических проблем в процессе виртуального общения
Интернет является иной от привычной для нас коммуникационной среды, которая порождает новые ситуации и отношения. Во-первых, специфика общения определяется тем, что в Интернет происходит смена ведущего сенсорного канала на визуальный. Во-вторых, общение в Интернете проходит преимущественно в вербальной форме. В-третьих, упрощается возможность принять новые социальные роли. При этом форма взаимодействия участников общения может прямо транслироваться из реальной жизни, может частично изменяться, а может и порождаться абсолютно новая и непривычная с точки зрения сложившихся привычек и традиций.
Перечисленные особенности виртуального общения создают как новые уникальные возможности, так и порождают психологические трудности. И главными причинами этого являются ограниченный канал восприятия информации, а также преимущественно вербальная форма общения.
Все мы знаем, что у каждого человека имеется ведущий сенсорный канал. Например, согласно одной из психологических теорий, все люди делятся на: визуалов, аудиалов и кинестетиков.
Самый распространенный тип — визуальный, затем — аудиальный, реже всего встречается кинестетический. Известно также, что люди, в зависимости от ведущего сенсорного канала по-разному воспринимают и обрабатывают информацию из окружающего мира.
Например, если ведущий канал — визуальный, человек мыслит образами. Он видит картинку. Картинка может дополняться необходимыми техническими подробностями, обладать запахом и т.п. Расчленить ее на составляющие и подробно описать довольно трудно. Попробуйте описать параметры хорошо знакомой картины, например, «Девочки на шаре» Пикассо, не глядя на нее. На каком расстоянии от атлета находится шар, какие цвета, кроме голубого и синего, присутствуют на картине и т.п.? Сложно? А ведь вы помните картину.
Также, непосредственно общаясь с собеседником, визуалисты воспринимают всю картину. В чем одет (это социо-культурный код), как речь соотносится с выражением лица и другими невербальными проявлениями (невербальная коммуникация более информативная, потому что меньше подвержена цензуре), что при этом происходит вокруг.
Аудиалисты воспринимают информацию, как если бы она передавалась по радио. Если они видят предмет, например, стол, истинный аудиалист опишет его параметры и характеристики. Размеры, свойства, дефекты, способы применения. По его описанию можно сделать чертеж. У них обычно бывает выраженное инженерное мышление. Аудиалистами не воспринимаются идеи художественных Интернет-акций и многих мультимедийных феноменов, потому что нельзя описать все устройство и выделить ведущую область применения.
Кинестетики — это люди, во-первых, ориентирующиеся на свои внутренние ощущения при восприятии нового знания, а, во-вторых, их образы синтетичны. Вот истинные ценители мультимедиа. Они не могут сосредоточиться на картинке, если их раздражает звук или они не понимают смысла происходящего. Они часто начинают описывать события или явления с описания своих внутренних ощущений. («…Я увидела и похолодела. Сладко засосало под ложечкой. Мои колени задрожали» и т.п.). В некоторых ситуациях кинестетики быстрее всех схватывают суть происходящего, так как реагируют всем организмом, а некоторые простые для других учеников задачи никак не освоят, потому что им не хватает какой-то еще информации, или она входит в противоречие с информацией другого канала.
Если мы рассматриваем виртуальное общение как перераспределение доли привычных информационных каналов, то нужно понимать, что у людей с разным ведущим сенсорным каналом это будет происходить разными путями.
К ситуации общения в наиболее распространенном асинхронном режиме более адаптивны аудиалисты и визуалисты, хуже - кинестетики.
Когда человек бессознательно испытывает дефицит какой-то информации («мне нужно видеть лицо собеседника, я из текста не могу понять его настроения»), ситуация, минуя сознательный контроль, расценивается им как угрожающая. Он начинает реагировать на собеседника как на агрессора «ответной» агрессией. Так может зарождаться «война флеймов».
Или человек получает информацию в непривычной для себя форме. Он не может вписать ее в привычную систему оценок, которой он привык пользоваться. Поскольку такое распознавание все еще минует сознательную сферу, требуется время на осознание проблемы и перекодирование ее в привычную форму. Видимо, таков механизм психологической защиты. Все это встречается и в повседневной практике, но ведь тогда нас окружают живые люди, которые могут увидеть наше растерянное лицо и прийти на помощь. А в ситуации дистанционной коммуникации нужно дополнительно найти в себе силы и послать специальный запрос об этой помощи.
С проблемой из этой области сталкиваются часто люди, которые организуют и модерируют форумы, конференции, сообщества, пытаясь инициировать активность участников. Если и ведущему, и участникам важно «увидеть лицо» говорящего или других участников, чтобы поддерживать коммуникацию, возникает «тяжелое молчание». Оно продлится до тех пор, пока кто-то не станет инициатором общения, начнет задавать адресные вопросы к аудитории или дискутировать с кем-то конкретным, задавая общий контекст, позволяющий другим участникам выбрать (или сконфигурировать) свои сенсорные каналы.
Кстати, нарушение лексики или несоблюдение лексических норм (преувеличенно официальный или, напротив, панибратский стиль) может свидетельствовать также о сенсорной дезадаптации.

3. Какие же есть рекомендации по преодолению этих психологических трудностей виртуального общения?
Во-первых, расширение контекста для общения. Фотографии, звуки, видеоролики, захватывающие не только человеческие фигуры, но и предметы из окружающей среды, отражающие культурный контекст участника обучения. Все это дополнит общение картинками – визуалы будут в восторге!
Во-вторых, четкое описание правил в сообществе. Например, если вы организуете сообщество для реализации учебного проекта, то можно оставить привычные роли «учеников и учителей» и считать всех равноправными участниками. Либо, разрабатывая свой проект, вы предусматриваете, что роли участников в ходе его выполнения будут меняться.
В-третьих, введение в работу сообщества виртуальных неформальных мероприятий, таких как «виртуальная вечеринка», общая фонотека любимой музыки всех участников, создание личных и коллективных фотоальбомов и т.п.
Кстати, одним из замечательных приемов самовыражения в сети, предъявления себя, своего настроения является использование разнообразных ников http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BAи аватаров http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80_ (%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82). Вы уже вставили свою фотографию в ваш личный профиль? Конечно же, да. И все же посмотрите советы «бывалых», как это сделать, тем более, что эта инструкция яркая и забавная представляет собой замечательный пример асинхронноего общения. Инструкция «Как вставить аватару» http://www.openclass.ru/node/21589.

4. Внимание! Виртуальное хамство
Объяснить все трудности виртуального общения только особенностями восприятия информации, конечно же, нельзя. Развитие Интернета порождает сегодня и новые психотипы, для которых еще пока не написаны серьезные теории.
Все чаще в Интернете поднимается проблема виртуального хамства. Прочтите некоторые материалы, примеры проявления этого явления, мнения разных людей. Внимание! Тексты могут содержать неэтичные выражения.
· Личный блог – Сам себе модератор и о виртуальном хамстве http://budimir.livejournal.com/5521.html?thread=33169
· Интернет- хамство (материалы из личного блога) http://piterhunt.ru/scripts/forum/showpost.php?p=343255&postcount=1
· Хамство в Интернете: как не испортить себе настроение при общении в Сети и не опуститься до уровня «веб-агрессора» http://www.saferunet.ru/ruaoi/stories/detail.php?SECTION_ID=148&ID=570

Елена Сергеевна Джакония
© НФПК, 2008.
http://www.openclass.ru/stories/33164

 
Форум » Остатки ucoz'овского форума » Люди, играющие в ФРИ » Психологические особенности и трудности виртуального общения
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017 Сайт управляется системой uCoz